Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д23-5551 О порядке государственного учета бесхозяйного сооружения - коммунальной сети

Номер документа № ОГ-Д23-5551
Дата принятия 09.11.12

Вопрос

О порядке государственного учета бесхозяйного сооружения - коммунальной сети

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу, связанному с осуществлением государственного учета бесхозяйного сооружения, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.

В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 43 Закона о кадастре до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты учета) осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2 ст. 43 Закона о кадастре.

Вышеуказанный Порядок, предусмотренный ч. 2.2 ст. 43 Закона о кадастре, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (далее - Порядок учета).

В соответствии с п. 16 Порядка учета с заявлениями о постановке на учет объектов учета вправе обратиться собственники таких объектов учета или любые иные лица.

Согласно пп. 1 п. 21 Порядка учета одним из документов, необходимых для осуществления государственного учета сооружения, является в том числе технический план сооружения.

Форма технического плана сооружения и Требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 (далее - Требования).

В соответствии с п. 11 Требований сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта сооружения. Копии указанных документов включаются в состав Приложения к техническому плану.

При отсутствии указанных документов сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем сооружения (далее - декларация).

Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, учитывая положения ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный учет в отношении сооружения - бесхозяйной коммунальной сети может быть осуществлен на основании технического плана сооружения, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной лицом, не являющимся правообладателем сооружения, - органом местного самоуправления, за исключением случая, если земельный участок, на котором расположено такое сооружение, предоставлен гражданам, юридическим лицам, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления на каком-либо праве.

В связи с тем что указанный в обращении вопрос требует законодательного урегулирования, в Минэкономразвития России планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон о кадастре и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области государственного учета, в части расширения круга лиц, имеющих право составлять и подписывать декларацию.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А.ЯЦКИЙ


09.11.2012


Комментарии